НА РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ  

НА РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ

Тема 9. Стадиальность психического развития человека: проблема периодизации развития в онтогенезе

1. Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно-исторический феномен.

2. Категория «психологический возраст» и проблема периодизации детского развития в работах Л.С.Выготского.

3. Представления о возрастной динамике и периодизации развития Д.Б. Эльконина.

4. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития.

Литература

1. Божович,Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности. М., 1981.

2. Волынская, Людмила Борисовна. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла : учеб.пособие / Л. Б. Волынская ; Рос. акад. обра-зования, Моск. психол.-соц. ин-т. — М. : Флинта : НОУ ВПО "МПСИ", 2012. — 161, [1] с.

3. Зарецкий, Ю.В., Зарецкий, В.К., Кулагина, И.Ю. Методика исследования субъектной позиции учащихся разных возрастов // Психологическая наука и образование – №1 – 2014.

4. Зинченко, В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М., 1994.

5. Ильин, Е. П. Психология взрослости / Е. П. Ильин. — СПб. [и др.] : Питер, 2012. — 542 с.

6. Кулагина, Ирина Юрьевна. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека : учеб.пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М. :Гардарики, 2011. — 419, [1] с.

7. Нурмухаметов, Э.А. Постановка и анализ проблемы нормативности в онтогенезе // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2013. № 2. С. 96-102.

8. Обухова, Людмила Филипповна Возрастная психология: учебник / Л. Ф. Обухова. – Москва: Юрайт, 2013. – 460 с.

9. Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе / Под ред. В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина. М., 1976.

10. Шаповаленко, Ирина Владимировна . Психология развития и возрастная психология : учебник для бакалавров : [учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии] / И. В. Шаповаленко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2012. — 567 с.

11. Ястребов, Андрей Леонидович. Мужчина от 17 до 71. Режиссура возрастных кризисов / А. Л. Ястребов. — Изд. 2-е. — М. : URSS : Изд-во ЛКИ, 2011. — 270 с.

Основные понятия:

детство; квазидетство; неразвитое детство; развитое детство; психологический возраст; социальная ситуация развития; ведущая деятельность; психологическое новообразование; мотивационно-потребностная сфера личности



Контрольные вопросы

1. Раскройте идею Л.С. Выготского об «исторически детском».

2. Сформулируйте гипотезу Д.Б. Эльконина об историческом происхождении и природе детства.

3. Какие исторические тенденции в развитии феномена детства вы можете обозначить?

4. Какие общественные и культурные изменения могут оказывать влияние на дифференциацию жизненного цикла человека?

5. Определите понятие «психологический возраст».

6. Какие принципы, по мнению Выготского, должны лежать в основе подлинно научной периодизации психического развития?

7. Какие показатели характеризуют каждый психологический возраст?

8. В чем существо гипотезы периодичности в психическом развитии ребенка, сформулированной Д.Б. Элькониным?

9. Назовите направления современных исследований проблемы периодизации жизни, человека.

Темы сообщений, докладов, рефератов и презентаций

1. Детство как культурно-исторический феномен.

2. Ф. Арьес: биография и основные взгляды.

3. Психологический возраст и хронологический возраст

4. Д.Б. Эльконин: биография и основные труды.

5. Современные исследователи о периодизации психического развития.

Практическое задание:

Задание 1

Законспектируйте любую главу из части второй книги Ф. Арьеса Ребенок и семейная жизнь при старом порядке (2)

Тема 10. Младенчество

1. Новорожденность (0—2 месяца) как кризисный период.

2. Младенчество как период стабильного развития.

3. Развитие общения и речи.

4. Развитие восприятия и интеллекта.

5. Развитие двигательных функций и действий с предметами.

6. Психологические новообразования младенческого периода. Кризис одного года.



Литература

1. Волынская, Людмила Борисовна. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла : учеб.пособие / Л. Б. Волынская ; Рос. акад. обра-зования, Моск. психол.-соц. ин-т. — М. : Флинта : НОУ ВПО "МПСИ", 2012. — 161, [1] с.

2. Кулагина, Ирина Юрьевна. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека : учеб.пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М. :Гардарики, 2011. — 419, [1] с.

3. Обухова, Людмила Филипповна Возрастная психология: учебник / Л. Ф. Обухова. – Москва: Юрайт, 2013. – 460 с.

4. Сорокоумова, Елена Александровна. Возрастная психология : [учеб.пособие для вузов] / Е. А. Сорокоумова. — СПб. [и др.] : Питер, 2009. — 208 с.

5. Фигурин, А.Н., Денисова М,П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года. М., 1961.

6. Шаповаленко, Ирина Владимировна . Психология развития и возрастная психология : учебник для бакалавров : [учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии] / И. В. Шаповаленко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2012. — 567 с.

Основные понятия:

коммуникативная синхрония; гипоболические реакции; лицевая имитация; комплекс оживления; крик; гукание; гуление; лепет; госпитализм; пассивная речь; активная речь.

Контрольные вопросы

1. Каковы способности новорожденного и какие методы используются для их изучения?

2. В чем сущность кризиса новорожденности?

3. В чем своеобразие социальной ситуации психического развития в младенческом возрасте?

4. Охарактеризуйте становление и развитие ведущей деятельности младенческого возраста.

5. Обозначьте этапы развития общения младенца с другими людьми с точки зрения содержания общения и используемых средств.

6. Что такое госпитализм? Каковы его причины и формы проявления?

7. Какие факторы могут рассматриваться как «угрожающие» в отношении развития дефицита общения у младенца?

8. Перечислите основные линии развития в младенческом возрасте.

9. Каковы психологические новообразования младенческого периода?

10. Вспомните симптомы и охарактеризуйте сущность кризиса одного года.


5493478850057461.html
5493515322422328.html
    PR.RU™