Механизм переключения передач и пусковой механизм

Устройство. Механизм переключения передач включает в себя следующие детали: вал

механизма переключения 6 (рис. 50) с двумя собачками 11 и цилиндрическими пружинами 10,

кулису 3 механизма переключения с фиксатором 5 включенной передачи и контактом 4

электрического указателя нейтрального положения шестерен в коробке передач, возвратные

пружины 12 вала механизма переключения передач, две вилки 1 левая и правая переключения

передач и вал 2 вилок переключения передач.

Привод механизма переключения осуществляется валом 8 (он же вал пускового

механизма) с укрепленной на нем педалью переключения передач (она же педаль пускового

механизма). Во втулке крышки картера вал уплотнен резиновым сальником 9.

Расположение деталей механизма переключения передач в картере силового агрегата

показано на рис. 48.

Пусковой механизм состоит из храповой шестерни 13 (см. рис. 42), смонтированной на

ведущем барабане 11 сцепления, и зубчатого сектора 34 со ступицей и возвратной пружиной 33.

У мотоциклов моделей 353/04 и 354/04 сектор установлен подвижно во втулке основания 31 (см.

рис. 43), которое крепится тремя винтами М6 к картеру двигателя. Привод пускового механизма

также осуществляется при помощи вала 2 и педали (они же служат для переключения передач).

Регулировка. В начале эксплуатации мотоцикла необходимо проверить осевой люфт вала

механизма переключения передач. Осевой люфт должен быть в пределах 0,2-0,3 мм. Люфт,

превышающий указанную величину, устраняется установкой на вал (между картером и

кулачком автоматического выключения сцепления) шайбы. Других эксплутационных

регулировок механизм переключения передач не имеет.





Рис. 50. Детали механизма переключения передач:

1 - вилка; 2 - вал вилок; 3 - кулиса; 4 - контакт включения указателя нейтрального

положения в коробке передач; 5 - детали фиксатора включенном передачи; 6 - вал механизма

переключения передач; 7 - пружина; 8 – вал педали переключения передач; 9 - сальник; 10 -

пружина; 11 - собачка; 12 - пружина кожуха возвратного механизма.

Во время разборки картера необходимо проверять затяжку четырех закерненных винтов,

крепящих основание кулисы механизма переключения к картеру. Эти винты можно проверить и

без разборки картера, если вынуть вал механизма переключения передач.

Пусковой механизм эксплутационных регулировок не имеет. Неисправности механизма



переключения передач и пускового механизма были уже частично рассмотрены при разборке

неисправностей коробки передач. Следует особо отметить часто встречающуюся у мотоциклов

моделей 353/04 и 354/04 неисправность механизма переключения передач - зависание рычага

переключения передач. Рассмотрим причины, из-за которых происходит это зависание.

Собачки вала механизма переключения передач и края пазов кулисы механизма

переключения при неаккуратном (грубом) переключении передач скалываются. На кромках

пазов кулисы механизма переключения и на собачках образуются неровности, вследствие чего

возвратная пружина вала механизма переключения передач не может преодолеть силы трения,

возникающие между зазубренными гранями, и вал механизма переключения не возвращается в

исходное положение, а рычаг переключения передач зависает, не возвращаясь в нормальное

положение.

Из зависания рычаг переключения передач обычно легко выводится повторным

прикосновением ноги к рычагу. Для ликвидации причины, вызывающей зависание рычага,

необходимо разобрать пусковой механизм, вынуть вал механизма переключения передач и

произвести шлифовку граней собачек и пазов кулисы. У мотоциклов "Ява-250" и "Ява-350"

последующих моделей форма собачек изменена; на скользящих гранях собачек сделана фаска,

которая уменьшает возможность появление вышеприведенной неисправности.

Встречаются случаи полного заклинивания механизма переключения передач. Это

происходит в результате выпадения (из-за слабой запрессовки) направляющего штифта собачки

переключения. Собачка при этом поворачивается и, упираясь в выемку кулисы нерабочей

кромкой, заклинивает механизм переключения передач. Во время заклинивания механизма



переключения передач диски сцепления оказываются разъединенными кулачком механизма

автоматического выключения сцепления.

Заклинивание можно устранить только после извлечения вала механизма переключения

передач из картера. Направляющий штифт (если он не потерялся) необходимо тщательно

запрессовать в собачке или изготовить новый, обеспечив достаточный натяг запрессовки.





Неисправности пускового механизма у мотоциклов "Ява" встречаются следующие.


1.

2.

3.


Затрудненное начало движение пускового рычага в результате выкрашивания

первого зуба сектора пускового механизма. Этот дефект можно устранить

шлифовкой поврежденного зуба сектора, а при необходимости также шлицев вала

и сектора (после разборки пускового механизма). Выкрашивание (повреждение)

зуба сектора происходит от резких толчков ногой пусковой педали в момент

зацепления сектора с храповой шестерней пускового механизма. Выкрашивание

первого зуба пускового сектора, а также повреждение шлицев на вале и пусковом

секторе никогда не произойдет, если движение пусковой педали начинать плавно,

без рывка.

Пусковая педаль (она же педаль переключения передач) не возвращается в

нормальное положение. Это происходит при поломке возвратной пружины

сектора пускового механизма и устраняется заменой лопнувшей пружины.

Пусковая педаль не фиксируется в положении для переключения передач. Значит

лопнула ее цилиндрическая пружина или пружина фиксатора вала переключения

передач. Неисправность устраняется заменой пружины после снятия левой

крышки картера и извлечения того или иного вала из картера.

Рис. 51. Разрез цепи задней передачи:


1 и 6 - пластины; 2 - съемная пластина замкового звена; 3 - пружинная защелка замкового

звена; 4 - замковое звено; 5 - валик замкового звена; 6 – валик замкового звена; 7 - втулка; 8 -

валик; 9 – ролик.





Задняя цепная передача

Устройство

Цепь. Передача крутящего момента от двигателя на ведущее колесо мотоцикла

осуществляется разъемной однорядной втулочно-роликовой цепью (рис. 51), соединяющей

ведущую звездочку вторичного вала коробки передач с ведомой звездочкой заднего колеса.

Ведущая звездочка. Ведущая звездочка 17 (см. рис. 48) установлена на шлицах вторичного

вала и закреплена на нем гайкой 21. Гайка зафиксирована стопорной шайбой 22 с усиками. У

мотоциклов моделей 353/ 04 и 354/04 под шайбой имеется резиновый сальник 2.

Звездочка заднего колеса. Звездочка заднею колеса (см. рис. 66) мотоциклов "Ява-250" и

"Ява-350" отлита под давлением из алюминиевого сплава в виде барабана (корпуса) 11

совместно со стальным зубчатым венцом 12. Корпус усилен ребрами жесткости и имеет

ступицу.

В ступицу запрессован и зафиксирован стопорными кольцами 23 и 21 шариковый

подшипник (6205). Фетровые сальники 20 и 24 со стальными чашками и шайбами препятствуют

проникновению грязи и влаги в подшипник.

Во внутреннюю обойму подшипника вставлена короткополая ось 19, имеющая на одном

конце буртик, а на другой резьбу. Через полую ось проходит ось колеса. Полая ось гайкой 18

закрепляется в пазу задней качающейся вилки. Во время регулировки натяжения задней цепи

эту гайку необходимо ослабить, чтобы дать возможность звездочке перемещаться вдоль

регулировочного паза вилки. Соединение звездочки со ступицей колеса осуществляется при

помощи шести блоков амортизаторов 10, надетых на пальцы корпуса звездочки.

Эти пальцы с резиновыми амортизаторами при соединении звездочки с тормозным

барабаном колеса входят в специальные гнезда, имеющиеся в нем. У мотоциклов моделей

353/04 и 354/04 стальная звездочка заднего колеса при помощи заклепок соединена со стальной

шлицевой ступицей 24 (см. рис. 68). Шлицевая ступица 24 задней звездочки входит в

зацепление со шлицевым барабаном 25 ступицы заднею колеса. Шлицевое соединение

звездочки с колесом предохраняется от попадания в него воды и грязи резиновым уплотнением

5. Соединение обеспечивает передачу крутящею момента на заднее колесо и возможность

легкого и быстрого разъединения колеса с цепной передачей.

Кожух цепи. Цепь и звездочка заднего колеса закрыты защитным кожухом. Защитный

кожух цепи (рис. 52) стальной. Он состоит из двух половин, верхней 5 и нижней 9. На концах

кожуха, входящих в удлинитель, расположенный на картере двигателя, установлены резиновые

уплотнения (подушки) 1. Задние части половин кожуха охватывают через кольцевое резиновое

уплотнение металлический диск, насаженный на полую ось звездочки заднего колеса, и

стягиваются винтом 4 с гайкой 7 и шайбой 6, предохраняемыми от самоотворачивания

шплинтом 8.

Рис. 52. Кожух задней цепи:

1 - резиновая подушка; 2 - крышки контрольного окна; 3 - пружина; 4 - винт; 5 - верхняя

половина кожуха; 6 - пружинная шайба; 7 - гайка; 8 - шплинт; 9 - нижняя половина кожуха.





Внутри кожуха расположены резиновые полушки, ограничивающие колебания цепи в

вертикальной плоскости. В верхней половине кожуха находится контрольное окно, закрытое

круглой металлической крышкой 2. Крышка удерживается на кожухе пластинчатой пружиной 3.


5217983954742040.html
5218048043299099.html
    PR.RU™